Андрей Манюхин

Про ITIL, ITSM и управление в IT с высоты собственного опыта

  • IT4ALL. Мир IT для не-айтишников
  • Обо мне
  • О сайте
  • Контакты

IT4ALL. Облачные услуги

28.04.2021

В 2019 году аналитический портал 451research.com провёл исследование рынка облачных вычислений. 90% респондентов исследования указали что используют облачные сервисы. Эксперты из 451 сделали прогноз, что 69% компаний во всём мире будут использовать полностью облачные или смешанные схемы организации свои IT услуг. Данных на 2021 год я найти не смог, но готов выступить экспертом и сделать осторожное предположение — пандемия и массовая удалёнка сделали своё дело, и компании, которые даже не задумывались об использовании облачных вычислений, вынуждены были начать использовать облачные услуги в том или ином виде.

Эту всю статистику я привожу только для того, чтобы показать: облачные услуги прочно вошли в нашу жизнь, и дома и на работе. В этом материале простыми словами расскажу что же такое облака и расшифрую страшные аббревиатуры.

Определение

«Облако — это просто чей-то компьютер» любят шутить админы. На самом деле, просто взять сервер, установить на него какую-то программу и дать ей пользоваться через интернет — это не облако. Совсем. Национальный институт стандартов и технологий США 1 определил 5 ключевых характеристик облачных вычислений.

  1. Самообслуживание по требованию. Потребитель должен самостоятельно определить и изменить потребности в вычислительных мощностях — процессорное время, скорость доступа, скорость обработки данных, объем хранимых данных. Без необходимости взаимодействия с представителем поставщика услуг. Говоря простыми словами — должен быть условный «личный кабинет» куда можно было бы зайти и самому выбрать готовый тарифный план или сделать индивидуальную настройку необходимых ресурсов, и при этом не надо было бы звонить в службу поддержки чтобы кто-нибудь что-нибудь настроил для пользователя.
  2. Универсальный доступ через сеть. Доступ к услуге должен осуществляться через общепринятые стандарты. Проще говоря — я как пользователь должен иметь возможность подключиться к своему облачному серверу через Интернет.
  3. Объединение ресурсов. Дословно, требование звучит так: поставщик услуг объединяет ресурсы для обслуживания большого числа потребителей в единый пул для динамического перераспределения мощностей между потребителями в условиях постоянного изменения спроса на мощности. Суть этого пункта в том, что одни и те же ресурсы поставщик облачных услуг использует для работы нескольких пользователей. Если совсем упрощать — есть сервер, на котором запущена специальная программа, которая выделяет ресурсы процессора, оперативной памяти, канала доступа в Интернет и место для хранения в зависимости от того кому что (и сколько) нужно. Физически сервер один, но обслуживает много клиентов и умеет балансировать нагрузку.
  4. Эластичность. Услуги могут быть предоставлены, расширены, сужены в любой момент времени. При этом без взаимодействия с представителем поставщика услуги. Как правило, в автоматическом режиме. То есть, упрощая, у поставщика услуг должна быть специальная программа, которая наблюдает за нагрузкой, которую создаёт пользователь, и может уменьшить выделяемые ресурсы если они не нужны и добавить, если нужно больше.
  5. Учёт потребления. Поставщик услуг автоматически измеряет потреблённые ресурсы на определённом уровне абстракции и на основе этих данных оценивает объём предоставленных потребителям услуг. То есть вам самим не нужно следить за тем сколько вы арендовали места на диске и сколько оперативной памяти было использовано для ваших нужд — программа на стороне поставщика услуг сама отслеживает, записывает и хранит эту информацию, а потом на основании её вы получаете счёт на оплату.

Облака бывают разные

Описанное в предыдущем разделе определение в значительной мере описывает то, что принято называть «публичное облако». Это такая модель, при которой вы берёте в аренду абсолютно номинальное «серверное время» или условное «количество операций в секунду».

Кроме такой модели, есть так называемое «частное облако», при которой вы берёте в аренду абсолютно конкретные вычислительные ресурсы — процессор определённых параметров, конкретный объём оперативной памяти и конкретный жётский диск — объём места для хранения ваших файлов.

Возможны и гибридные модели — вы берёте в аренду набор ресурсов по модели частного облака, и на сдачу ещё небольшой объём серверного времени для выполнения какой-то специфической деятельности по модели публичного облака.

Буквы всякие разные

Описанное в двух разделах выше называется IaaS — Infrastructure-as-a-Service (инфраструктура как услуга). То есть взятые у кого-то в аренду ресурсы заменяют вам сервер, который вы должны были бы иметь чтобы установить например базу 1С.

Но в таком сценарии вам надо самим заниматься установкой, настройкой и обслуживанием всего что вы настроили на арендованных ресурсах. Можно ли обойтись без этого? Конечно можно. Есть же SaaS — Software-as-a-Service (Программа как услуга). Возьмём например сервис видеоконференций. Представьте, что вашему системному администратору нужно установить и настроить специальный сервер, который будет управлять системой видеоконференций. После этого установить и настроить для связи с этим сервером программу для каждого пользователя, а потом отвечать на неудобные вопросы пользователей «а почему у меня видео дёргалось, а у клиента пропадал звук». Затраты на собственный сервер, программу для сервера и клиента вам вряд ли хочется нести. Поэтому есть zoom. Или Google Meet. Или Microsoft Teams. Вы просто берёте и пользуетесь, причём возможно даже бесплатно. Онлайн бухгалтерия , онлайн CRM, онлайн система управления проектами, домашние финансы — да всё что угодно уже есть онлайн. Берёте и пользуетесь.

Рекомендую к прочтению:

Что-угодно-как-Услуга

А что если мне не нужна сложная онлайн система, или у меня есть своё «железо», но есть часть специфической деятельности, которую я тоже хочу взять в аренду? Например, раз в квартал мне нужно сделать сложный расчёт себестоимости по методу скользящей средней. А свои сервера выполняют эту работу долго, и пока они считают — у всех всё тормозит. Пожалуйста, есть FaaS — Function-as-a-Service (функция как сервис), или так называемые «бессерверные вычисления«. Например, Amazon Lambda. Вы просто загружаете кусок программного кода туда, и вызываете его тогда, когда он вам нужен. Раз в квартал, например. И платите тоже только за то время, пока ваш код работал на арендованных ресурсах.

А оно мне надо?

Есть неоспоримые выгоды использования облачных вычислений — начать работу по любой модели (I, S,F-aaS) очень быстро и просто. Зарегистрировался, оплатил, работаешь. Но всё не так радужно, и небо над облачными услугами (простите за каламбур) немного в тучах. Размещая свои ресурсы у облачного провайдера, вы принимаете на себя следующие риски:

  1. Нет Интернета — нет работы. Любая задержка с сетью неотвратимо влияет на вашу работу
  2. Зависимость от поставщика. Представьте, что завтра произойдёт что-то, и поставщик будет вынужден уйти с рынка, закрыться, или просто выкинет вас со своих серверов. Ещё свежа в памяти история с Parler, которых одним кликом мышки (не шучу) выкинул 2 со своей площадки Amazon. А его примеру последовали Google и Apple. И миллионный бизнес вынужден был закрыться.
  3. Безопасность данных. Хоть все поставщики и утверждают, что не имеют доступа к вашим данным, но гарантировать это нельзя, равно как и проконтролировать. Вы никогда не узнаете, не вынул ли из системы хранения сотрудник жёсткий диск с вашими данными. А кроме прочего — любой человек, который сможет получить учётные данные к вашему облаку получает всю информацию о вашей компании.

Поделиться ссылкой:

  • LinkedIn
  • Facebook
  • Telegram
  • по электронной почте
  • Печать
  • Twitter
  1. https://www.nist.gov/
  2. https://habr.com/ru/news/t/536702/
Posted in: IT4ALL, Управление Tagged: IT4ALL, SaaS, Облака

Свяжитесь со мной!

  • Facebook
  • LinkedIn
  • Instagram
  • e-mail

Метки

1С BRM CSF DevOps DIKW ERP idef0 IT4ALL ITIL ITIL 4 ITIL4 ITSM KPI SCRUM SECI Автоматизация Автоматизация бизнес-процессов Базы знаний Жизнь Метрики Микросервисы Миссия Мотивация Обучение Оптимизация Планирование Пользователи Программирование Процесс разработки Работа Разработка ПО Саморазвитие Свой опыт Собеседование Статистика Требования Удовлетворённость Управление знаниями Управление инцидентами Управление разработкой Управление требованиями поиск работы приоритеты процессы управление временем
loading Отмена
Сообщение не было отправлено — проверьте адреса электронной почты!
Проверка по электронной почте не удалась, попробуйте еще раз
К сожалению, ваш блог не может делиться ссылками на записи по электронной почте.