Такое понятие как «миссия» чаще всего применяется для уровня всей компании, и очень редко когда для отделов или департаментов компании. Но всё же применяется. Так зачем определяется миссия подразделения и что должно последовать за этим?
Согласно Википедии, «Ми́ссия — основная цель организации, смысл ее существования .» Аналогично проецируем это определение на подразделение организации, и получаем, что миссия подразделения — это смысл существования данного подразделения в рамках компании и его вклад в достижение миссии всей компании в целом.
Как выбрать миссию отдела?
Ещё раз обратимся к определению, из которого становится понятно, что миссия подразделения должна содержать в себе основную причину существования отдела и тот вклад, который делает отдел в достижение миссии всей организации.
Выбирая миссию отдела (я в данном случае говорю об отделах IT, внутренней автоматизации и т.д.), нужно помнить о том, что данные отделы напрямую не участвуют в получении прибыли и завоевании рыночной доли (если компания не профильная, и продуктом не является программное обеспечение или услуги в области информационных технологий). Поэтому основное предназначение отдела — поддерживать стабильное и устойчивое функционирование информационных систем, консультировать пользователей, развивать и совершенствовать инфраструктуру предприятия для того, чтобы те отделы, которые зарабатывают для предприятия деньги, могли спокойно делать своё дело.
При составлении миссии нельзя концентрироваться на процессах, протекающих внутри подразделения, потому что даже если вы имеете самое современное оборудование и программное обеспечение, гигабитную сеть и самых лучших IT специалистов — ваши пользователи не станут работать быстрее и эффективнее и все эти технологические совершенства послужат только одному — опустошению бюджета.
Далее я выскажу своё мнение, с которым можно соглашаться или нет. С моей точки зрения, миссия IT отдела должна содержать тезисы о том, что отдел всеми доступными способами помогает бизнесу работать, развиваться и достигать своей стратегической миссии.
Что из этого следует?
Имея сформулированную миссию отдела, которую понимают и принимают все сотрудники отдела, можно выстраивать линию поведения при управлении отделом и принятии решений в экстренных ситуациях. В моей предыдущей заметке о планировании я писал о том, как миссия помогает принять решение в случае необходимости перепланирования задач. Что важнее, внутренние идеальные процессы и методологии, или нормальное функционирование бизнеса? Исходя из нашей миссии, конечно же второе. Перепланировать спринт с учётом срочной задачи, или следуя методологии SCRUM подождать до окончания спринта? Конечно перепланировать. Наше подразделение не приносит прибыль организации и нормальная работа остальных отделов напрямую зависит от нас, а наша зарплата напрямую зависит от того, насколько хорошо работают остальные отделы.
Итак, нужна ли миссия отдела? Скорее, нужна. Но не всем. Почему? Потому что вспоминая свой опыт могу сказать, что чаще всего «IT отдел» состоит из 1 разработчика 1С и одного сисадмина. А чаще всего один человек совмещает все функции сразу. Нужно ли для одного человека формулировать миссию? Скорее, нет. Обычно вопросы функционирования таких сотрудников достаточно урегулировать должностной инструкцией.
Добавить комментарий