Андрей Манюхин

Про ITIL, ITSM и управление в IT с высоты собственного опыта

  • IT4ALL. Мир IT для не-айтишников
  • Обо мне
  • О сайте
  • Контакты

AaaS, что-угодно-как-услуга

28.09.2020

Технологии и автоматизация всего что угодно плотно вошли в нашу жизнь. Мы заказываем пиццу со своего телефона лёжа на диване, который выбрали в интернет-каталоге, и смотрим фильмы на стриминговом сервисе. Продукты привезут домой, специальная служба уберёт в квартире и погуляет с собакой, достаточно недолго поискать в Интернете и нажать несколько кнопок или сделать звонок. Услуги кругом. И всё что угодно может стать услугой, дай только волю инженерам и мечтателям.

Более того, всё что мы делаем на работе – тоже услуга. И мы вовлечены в бесконечный цикл предоставления услуг, взаимосвязанных с другими организациями, людьми, подразделениями своей организации.

Каждый из нас каждый день взаимодействует в своей трудовой и «гражданской» деятельности с другими субъектами, выстраивая бесконечную цепочку сервисных отношений. Под сервисными отношениями будем понимать любое взаимодействие между поставщиком и потребителем услуги, при этом разделяя эти взаимодействия на предоставление услуг, потребление услуг и управление сервисными отношениями.

Рассмотрим простой пример. Я хочу заказать заправку картриджей для принтеров, и делаю это у организации, с которой уже налажены отношения, есть подписанный договор, и как постоянному клиенту мне дадут скидку за лояльность.

Таким образом, сама заправка картриджей и всё что происходит после моего звонка – это предоставление услуги. Приехал курьер, забрал пустые картриджи, привёз новые. Услуга оказана. Факт того что я обратился за услугой, и факт того что я воспользовался результатами оказания услуги – это потребление услуг. У меня есть заправленные картриджи, я могу печатать. Услуга потреблена. Управление сервисными отношениями же происходит непрерывно, от момента самого первого контакта. Мы заключили двусторонний договор, обмениваемся документами, у меня собирают обратную связь о качестве услуг, мне дают скидку за регулярность заказов – это управление сервисными отношениями.

Теперь пример посложнее. Я, как физическое лицо, прихожу в магазин и покупаю продукты. Попробуем разобраться где тут сервисные отношения. Всё просто. Я принёс продукты домой, приготовил ужин для себя и семьи. Мы утолили голод и получили удовольствие от общения за ужином после трудного дня. Услуга (утоление голода) получена. Продавец (читай поставщик услуг) оказал мне услугу по доставке товара в точку самовывоза, выкладке товара на полке, оформлению сделки (пробили чек на кассе) и как результат я потребил несколько услуг для удовлетворения основной потребности. Кроме прочего, магазин находится прямо у меня в доме, и я благоразумно пользуюсь дисконтной картой сети, получая дополнительные скидки, а магазин периодически заботливо присылает мне информацию о доступных мне бонусах или предстоящих акциях. Это управление сервисными отношениями.

Аналогичным образом можно разложить абсолютно любую операцию и любое действие, которое мы выполняем каждый день, взаимодействуя в цепочке сервисных отношений.

К чему я это всё рассказываю? А к тому что парадигма отношений сдвинулась, окончательно и бесповоротно, к той самой цепочке создания ценности, которую впервые озвучили ещё в 50е в Тойоте в рамках Toyota Production System, которая потом трансформировалась в Lean (бережливое производство), а современные IT мыслители сделали на основании этих принципов несколько основополагающих методик управления (хочется добавить «в IT», но нет, уже и не только в IT), детальное изучение которых будет полезно не только собственно IT специалистам или руководителям. ITIL это уже давно не про компьютеры, поддержку и сервисдеск. Точно также, как и DevOps — это не модная профессия про облака и CI\CD, а полноценный свод знаний про управление цепочкой создания ценности.

У меня чуть ране был материал про то что было бы так здорово чтобы основы ITSM изучали не только специалисты от технологий, но и руководители бизнес-подразделений, и мы бы все жили в мире взаимного предоставления и потребления хорошо управляемых услуг. Сейчас же, с выходом ITIL4 и развитием идей DevOps мир технологий и мир бизнеса и управления домашних хозяйств переплелись настолько тесно, что не понимать основ сервисной экономики и управления сервисными взаимоотношениями было бы просто недальновидно. А где же черпать концентрированные знания как не в IT сфере, где всё структурировано, чётко и разложено по полочкам.

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне) LinkedIn
  • Нажмите, чтобы открыть на Facebook (Открывается в новом окне) Facebook
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне) Telegram
  • Послать ссылку другу по электронной почте (Открывается в новом окне) E-mail
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне) Печать
  • Нажмите, чтобы поделиться в X (Открывается в новом окне) X
Posted in: ITSM, Управление Tagged: DevOps, ITIL4, ITSM

Свяжитесь со мной!

  • Facebook
  • LinkedIn
  • Instagram
  • e-mail

Метки

1С agile BRM Capacity Management CMMI CSF CusDev D-I-K-W Demand Management DevOps ERP IT4ALL ITIL ITIL4 ITSM KPI OSA PPO RCV SaaS SCRUM SOA Автоматизация Автоматизация бизнес-процессов Аутсорс Бюджет Измерения Канбан Метрики Миссия Мотивация Облака Оптимизация Планирование Проект Работа Расходы Управление Управление знаниями Управление разработкой Услуги Ценность приоритеты процессы управление временем