«Сколько бардак ни автоматизируй, на выходе получится только автоматизированный бардак». Я искренне убеждён, что заниматься автоматизацией до оптимизации бизнес-процессов – глупо и бессмысленно. Потому что получится тот самый автоматизированный бардак. Но что если есть сценарии, когда внедрять автоматизацию можно и без консалтинга? Вооружившись знаменитой фразой «cogito ergo sum», я решил посмотреть на вопрос автоматизации бардака под другим углом.
У меня уже был материал о том, почему автоматизация «не взлетает». И одна из основных причин, почему проваливаются проекты даже при достаточном объёме финансирования – это то, что компании ожидают от интегратора не программу и инструменты, а «сделать всё хорошо». А «Всё хорошо» у всех разное. И подразумевает что интегратор, прежде чем внедрять инструменты, проведёт консалтинг и оптимизирует процессы. И уж только потом, на новые процессы, натянет новые инструменты.
Рекомендую к прочтению
«Почему автоматизация не взлетает»
Но действительно ли у всех понятие «хорошо» так уже сильно отличается? Имея за плечами опыт автоматизации более 15 лет, могу уверенно заявить – нет. Процессы казначейства, закупок, продаж, планирования логистики, процессы склада – всё это зачастую отличается формами счетов или нюансами цепочки согласований. И я говорю не только про Беларусь или страны СНГ. Неужели в условной Австралии комплектовщики как-то ходят по-другому. Ну, кроме того, что ходят вниз головой, это же всем известно. Или казначей в условной Швейцарии согласовывает расходование денежных средств по какой-то невообразимой остальному миру схеме?
Отраслевые стандарты и лучшие практики
Так вот к чему я это всё подвожу. К тому что есть такое понятие, как «лучшие практики». Они складываются в каждой из отраслей, развиваются, становятся стандартами (COBIT, линейка ISO, стандарты СМФО, US GAAP) или лучшими практиками (ITIL, Lean). То есть, как бы компании ни старались – вся оптимизация в итоге сведётся или к использованию уже наработанного опыта поколений, собранного в какой-либо стандарт. Ну или к изобретению чего-то своего, что будет (уж поверьте) очень близко к стандартам.
И вот на основании этих самых стандартов и лучших практик зачастую и разрабатываются стандартные отраслевые системы автоматизации. Сравнивая 3 (5, 10, 15?) различных систем, вы наверняка придёте к выводу, что по сути-то всё одинаковое. Отличается только цвет кнопочек и расположение на экране. В FI системах уже будут реализованы типовые каналы согласования заявки на расходование денежных средств. А WMS система будет уметь строить оптимальные маршруты движения комплектовщиков по складу. Даже вниз головой.
Применение программ «из коробки»
Это плавно подводит нас к выводу о том, что если даже автоматизировать бардак, то на выходе получится что-то вполне приличное. Для этого должно сложиться несколько простых условий:
- Программное обеспечение является общепризнанным отраслевым решением и входит в надёжные рейтинги или имеет отраслевую сертификацию. Gartner регулярно обновляет свои рейтинги «Magic Quadrant», для ITSM систем есть Pink Verify. Уверен, можно найти иные доверенные рейтинги для большинства отраслевых решений. В том числе региональные.
- Компания принимает «правила игры» системы автоматизации
- Компания готова к изменениям и готова перестраивать свои процессы под работу с системой автоматизации «из коробки».
Такой подход может служить отправной точкой для дальнейшего развития и оптимизации процессов компании. Когда надёжный фундамент в виде отраслевых стандартов уже имеется, то становится намного проще планировать развитие компании, заниматься оптимизацией процессов. «Start where You are» гласит один из руководящих принципов ITIL4, и я как никогда ранее с ним согласен.
Добавить комментарий