Задумывались ли вы над тем, какую долю своих систем автоматизации вы используете? Вот условно, есть у вас система уровня ERP. Вы купили её в варианте «из коробки» и допилили по своим требованиям силами интегратора или собственной команды. Вам хватает функций системы, что-то периодически дорабатывается и модифицируется да и в целом живёт обычной жизнью обычной ERP системы.
«Так а в чём проблема-то?» спросите вы. Проблема в потерянных деньгах. А точнее в упущенной выгоде. Давайте рассмотрим ситуацию глубже. Предположим, что в средней руки ERP системе заложено около 50 – 60 бизнес-процессов разного уровня сложности. И около 150-200 опций настроек. Также предположим, что у вашей компании хороший интегратор или своя опытная техническая команда. При хорошем раскладе, вы будете использовать 60% функций вашей «коробки».
Теперь давайте считать деньги
Самая дешёвая система уровня ERP которую мне удалось найти, стоит 6 000$. Это сам продукт. Плюс лицензии за пользователей. В совокупности на 200 офисных сотрудников получится 23 000$.
Дальше идут услуги внедренцев и интеграторов. Для рынка Беларуси среднерыночные ставки варьируются от 20 до 45$ за час в зависимости от степени наглости интегратора и его предыдущих заслуг. Возьмём для расчёта средненькие 30$ за час. Мой личный опыт внедрения систем ERP класса показывает средний срок внедрения MVP1 в полгода, и 2 полных года на «полное»2 внедрение. Для компании в 200 офисных сотрудников из нашего примера, потребуется 1 аналитик, 1 руководитель проекта и 3 программиста. Из них аналитик будет работать на 30% загрузки, примерно на столько же загружен будет руководитель проекта. И 3 программиста будут вовлечены 80% времени. На дистанции в 2 года получаем 169 248$ стоимости услуг интегратора. В совокупности с учётом стоимости самой системы это 192 000$ затрат. Своими силами будет стоить столько же или даже больше. Всё зависит от компетенций аналитика и (при наличии) владельца\менеджера продукта.
Держим в голове что после всех приключений с внедрением, система используется на 60%. То есть 76 800$ вы закопали в «потенциал» системы и никак не используются. Что и создаёт ту самую упущенную выгоду, о которой я упомянул выше. Хорошо если компания растёт и по мере роста компании вовлекается всё больше функций системы автоматизации. А если нет? А ведь вы за это заплатили.
Не про учёт
Но ERP довольно простой пример где в целом всё понятно. А давайте посмотрим на другие системы. Например, картографический сервис. Вы покупаете доступ к системе, которая даёт вам возможности оптимизации маршрутов транспорта, мониторинга прохождения контрольных точек и ещё десяток других опций. А вы используете систему только для того чтобы по api уточнять адреса в карточках контрагентов. Потери в данном случае составляют 90% и более.
Да и вообще, чего далеко ходить. Из пакета MS Office сколько вы используете опций? Вот прям интересно стало, какой процент читающих это могут без помощи гугла построить сводную таблицу? Я вот не могу, если что. А ещё в университете меня учили делать анализ корелляции, выводить t-статистику и делать анализ трендов. А что ещё умеет всемогущий Excel – я даже представить себе не могу.
Универсальный ответ?
«Андрей, так ты к чему это всё, давай к сути наконец». А я вот к чему. Не платите за балласт. Принято считать, что мы уже лет 10 живём в эпоху четвёртой промышленной революции. Кроме всеобщего увлечения криптовалютами и облачными вычислениями, она принесла нам ещё много всего интересного. Например, микросервисы. И открытые фреймворки. И глобальный рынок труда. А ещё переосмысление LEAN подхода, который материализовался в виде DevOps и ITIL4. А что в основе LEAN? Правильно, борьба с потерями на всех этапах цепочки создания ценности.
В следующий раз, когда подойдёте к вопросу автоматизации – подумайте, а может раскрученные бренды коробочных решений хороши только тем, что они бренды?
Современные теоретики и практики DevOps уже 10 лет призывают отказаться от коробочных (COTS – Commercial-of-the-shelf, дословно «коммерческий, с полки») решений в пользу микросервисов собственной разработки. Микросервисная архитектура позволяет устранить ограничения коробок по масштабируемости и снизить риски эксплуатации. И убрать те самые потери, с которыми призывает бороться LEAN.
В качестве послесловия
Вот вам красивый пример про микросервисы. Ещё в 2001 г. Джефф Безос, глава Amazon, написал для всех отделов своей компании манифест микросервисной разработки:
1. С настоящего момента все команды должны предоставлять свои данные и функциональность через сервисные интерфейсы.
2. Команды должны обмениваться данными через такие интерфейсы.
3. Другие способы коммуникации не допускаются.
4. Можно использовать любые технологии.
5. Все интерфейсы должны быть разработаны так, чтобы в любой момент стать доступными пользователям за пределами Amazon.
6. Любой, кто не следует данным правилам, будет уволен.
Про Amazon можно говорить много чего, но несомненно то что компания растёт и наверняка будет расти и дальше, занимая лидирующие позиции во всех сегментах, куда бы она ни забралась.
Подводя к сути сегодняшней темы — микросервисный подход к архитектуре позволит вам платить только за то, чем вы пользуетесь. Готовый продукт будет соответствовать вашим потребностям полностью, будет развиваться вместе с компанией и безболезненно масштабироваться и быстро приспосабливаться ко всем изменениям.
Да, у коробочных решений есть свои преимущества, и ставить телегу впереди лошади тоже можно, но это уже не про автоматизацию.
- Minimal Viable Product — минимально жизнеспособный продукт. Термин обычно применяется для описания базового состояния системы, которая имеет минимально необходимый для работы набор функций
- Важно понимать, что вы вряд ли сможете сказать «мы внедрили ERP систему». Ваша работа по сопровождению и развитию системы будет постоянной и непрерывной. Под «полным» внедрением будем понимать подписание акта с подрядчиком. А в случае с собственной командой — выполнение всех пунктов исходного ТЗ. У вас же было ТЗ, правда?
Добавить комментарий